«

»

Ноя 20 2016

Проводная подводная связь

В век развития технологий беспроводной связи не стоит сбрасывать со счетов проводные линии связи, позволяющие обеспечить более высокую надежность, не зависящую от атмосферных помех и при необходимости, обеспечивающую высокий уровень безопасности связи, недостижимый для средств радиосвязи. На Российском рынке кабельной продукции лидирует компания MskCable – http://www.mskcable.ru/cable/kcppepbbshp.html.

Подводные кабельные линии связи начали эксплуатироваться с 1864 года, и я надеюсь, что то, как происходило развитие этого вида телеграфной связи, может представлять интерес не только для инженеров-электриков и историков.

ag06aПередача по линиям подводных телеграфных кабелей была очень медленной – максимум от 10 до 12 слов в минуту, что было типичным показателем для очень длинных кабелей. Но со временем было доказано, что улучшение результатов может быть достигнуто за счет индуктивной нагрузки кабеля, чтобы помочь кабельной линии “сбалансировать” высокую собственную емкость, которая “размывала” передаваемые импульсы телеграфного сигнала. В 1910 году была предложена индуктивная нагрузка с помощью тонкой проволоки из мягкого железа, спирально расположенной вокруг медного проводника. Метод дал некоторое улучшение скорости передачи.

В 1920 году в США был разработан сплав никеля и железа с очень высокой относительной проницаемостью и низкими ag07aгистерезисными потерями. При применении этого материала в виде обмоточной ленты вокруг медного сердечника телеграфного кабеля было заявлено, что данная модификация в четыре раза повышает скорость телеграфной передачи в сравнении с подобным кабелем. Этот материал был назван пермаллоем и был запатентован в 1921 году.

В 1923 году в США был предложен новый материал для улучшенной конструкции кабеля – мю-металл (магнито-мягкий сплав никеля 77%, железа 16%, меди 5% и молибдена или хрома 2%). Новый материал был пластичным и в отличие от пермаллоя может быть втянут в тонкую проволоку, которая была намного проще в использовании при производстве кабеля. Применение мю-металла позволило повысить скорость передачи до 100-120 слов в минуту.

Новые сплавы со временем нашли широкое применение в производстве электронного оборудования, в частности экранирования радиоприемников, радиопередатчиков, радаров и электронно-лучевых трубок.

ag11aВ 60-е годы двадцатого столетия трансокеанские авиалинии, работающие с Северной Атлантике, столкнулись с проблемами надежностью связи. В пассажирских самолетах применялись два типа радиостанций: с диапазонами 118-136 МГц и 2-30 МГц. Ни первые (только для догоризнтной связи) ни вторые не обеспечивали бесперебойной связи, которая требовалась по требованиям к безопасности полета.

Были проведены исследования, с целью найти путь реализации надежной связи с воздушными судами по всей длине траектории полета в Северной Атлантике и установлено что надежную связь с самолетом на высоте 15 км возможно установить только на расстоянии до 400 км.

Разработчиками было предложены конструкции из последовательной цепи пришвартованных стабильных платформ соединенных с помощью подводного кабеля друг с другом и наземными терминалами. Платформы предполагались с корпусом на 140 метров погруженным в воду и выступающие на 25 метров над a10поверхностью воды. Предполагался общий вес 2500 тысячи тонн и экипаж из 16-ти человек, сменяемый каждые три месяца.

Масштабная модель (1:36), которая была построена и испытана в национальной физической лаборатории для проверки параметров проекта, подтвердила, что платформа соответствует критериям стабильности в худших случаях атлантических ветров, волн и течений. В докладе отмечалось, что максимальное вертикальное движение не будет превышать 1-го метра, и наклон к вертикали не будет превышать 1-го градуса.

Тем не менее, этот проект не пошел дальше, чем реализация в модели, так как была начата реализация коммерческой программы запуска и эксплуатации космических спутников, способных обеспечить надежной связью трансокеанские авиалинии.

ag08a_sЗа сто лет до этого, 1965 году произошла схожая история с разработкой промежуточной водной телеграфной станции на линии связи между Англией и материком. Основной причиной этой разработки была все та же низкая скорость телеграфной передачи. И вот, в 1870 году разработчики завили о создании телеграфного корабля: “дабы расширить преимущества телеграфии, путем создания системы телеграфных судов, соединенных телеграфным кабелем с материком и пришвартованных в фарватере больших потоков судов, проходящих через британские моря”.

В качестве образца был разработан телеграфный корабль “Бриск”, который должен был швартоваться непосредственно на линии связи заниматься ретрансляцией передач, что позволяло в то время поднять скорость и надежность телеграфного обмена. Кроме того предлагалось на этих судах создать магазин и почту для проходящих судов и даже осуществлять высадку безбилетных и хулиганистых пассажиров.

Проект был признан полностью неудачным и был закрыт в июне 1870 года после двух месяцев эксплуатации. Даже заякоренное судно было в постоянном движении, и были частыми обрывы линии связи. К тому же постоянная качка делала жизнь на судне для экипажа совершенно невыносимой, ведь экипаж был обучен в качестве телеграфистов, а не моряков.

Lira_banner1_002