«

»

Ноя 25 2016

Радиосвязь в Армии России. Часть VIII: СССР. Радиостанции оперативно-стратегического звена управления

 

Эффективность системы боевого управления войсками во многом зависит от состояния и количества средств управления и в частности от средств радиосвязи оперативно-стратегического звена.
Используемые в послевоенное время в Армии СССР эти средства управления представлены большим количеством типов радиостанций, раздличающихся по назначению и задачам. В этой статье, к этому типу устройств условно отнесены и командно – штабные машины, применяемые для управления тактическими сетями радиосвязи в подразделениях батальон-полк.

Радиостанция Р-102М2

r-102m3_nva_01r-102m

Автомобильная КВ радиостанция оперативного (стратегического) звена управления, предназначена для обеспечения беспоисковой, бесподстроечной телеграфной и телефонной двухсторонней радиосвязи в составе узла связи или автономно.
Р-102М2 размещается на двух автомобилях, Р-102М3 на одном автомобиле ЗИЛ-157. Выпускался также стационарный вариант.
Диапазон частот – 1,5 – 12,0 МГц
Вид работы – АТ, АМ, ЧТ, ДЧТ
Мощность не менее – 900 Вт ТЛГ, 250 Вт ТЛФ, 60 Ом
Элементная база – радиолампы
В комплект входят радиоприемники Р-154м2 и Р-311.

Радиостанция Р-103

%d1%80-103-2

Автомобильная КВ радиостанция оперативного (стратегического) звена управления
Автомобильная КВ радиостанция средней мощности для армейских и корпусных радиосетей.
Год принятия в эксплуатацию – 1951 г.
Диапазон частот: 1-7,5 МГц.
Мощность передатчика: 50Вт.
Каналов: 2500
Дальность связи: ТГ -50км, ТФ -30км.
Состав радиоприемников “Амур-2” – 2шт, Р-253 -1шт.
Экипаж: 5человек

Радиостанция Р-110

%d1%80-110-1%d1%80-110

Автомобильная КВ радиостанция Р-110 “Осина” оперативного (стратегического) звена управления, эта радиостанция большой мощности предназначалась для работы в радиосетях Генерального штаба.
Выходная мощность, кВт – 5 (УМ “Вяз 2М” до 10 КВт)
Радиоприёмники: Р-674 “Берилл” – 2 шт, Р-250 “Кит” и Р-311 (контрольный).
Радиостанция Р-110 “Осина” смонтирована в специальных кузовах на шасси автомобиля повышенной проходимоcти ЗИЛ-157 и размещалась в пяти автомобилях.

Радиостанция Р-118

%d1%80-118%d0%bc

Автомобильная КВ радиостанция оперативного (стратегического) звена управления, предназначена для обеспечения беспоисковой, бесподстроечной телеграфной и телефонной двухсторонней радиосвязи в составе узла связи или автономно.
Диапазон частот радиостанции
– передатчика – 1,5… 12 МГц (3 поддиапазона)
– приемника – 1,0… 12 МГц (3 поддиапазона)
Выходная мощность передатчика
В режимах
– AТ, ЧТ, ДЧТ – 400 Вт
– AМ – 100 Вт
В комплект входят радиоприемники Р-154м2 и Р-311.

Выпускались следующие варианты радиостанции:
Р-118 – основной, базовый.
Р-118Б – для сухопутных войск, в кузове КФУ-1 на шасси ЗИС-151.
Р-118А – для ВВС, в кузове КФУ-1 на шасси ЗИС-151 (дополнительно укомплектован УКВ радиостанцией РСИУ-3М «Клён»).
В 1956 году станция была модернизирована в КБ Иркутского радиозавода, после доводок и усовершенствований был присвоен индекс М (модернизированная), Р-118АМ и Р-118БМ соответственно. Приемник Р-253 заменен на Р-311 “Омега”.
В 1959 году началось производство базовой Р-118М3 изделие «Соболь»
Р-118 АМ3 – на шасси БТР-60ПБ.
Р-118 БМ3 “Соболь” – в кузове КФ-1 на шасси ГАЗ-63А или в кузове КФ-1М на шасси ГАЗ-66-05
Р-118 БМ3А – вариант для ВВС, на шасси ГАЗ-66-05, с дополнительной УКВ радиостанцией Р-800 (РСИУ-3М) для связи с самолётами.
Р-118 М3М – малогабаритный вариант, на шасси ГАЗ-63А в малогабаритном экранированном кузове с комплектом аппаратуры по специальному заказу;
Р-118 УМ3 – стационарный вариант в укладочных ящиках многократного использования.

Радиостанция Р-121М/122М 

122

Станция тропосферной радиорелейной связи, УКВ двухканальная радиостанция средней мощности с амплитудной модуляцией предназначена для наземной беспоисковой, бесподстроечной радиотелефонной и радиотелеграфной дальней радиосвязи с использованием тропосферного прохождения.
Диапазон частот: 35,0 – 50,0 МГц
Вид работы: АТ, АМ
Мощность передатчика – не менее: 750 Вт
Дальность связи: до 200 км.

Модификации
Р-121
– Р-121М «Лодка» -на Зил-157
– Р-121С -на прицепах
– Р-121СМ
Р-122
– Р-122М “Лодка” -на шасси Зил-157
– Р-122С -на прицепах
– Р-122СМ

Радиостанция Р-125

%d1%80-125-427%d1%80-125-431

Командно-штабные машины серии Р-125 “Алфавит” создавалась для обеспечения радиосвязи командиров частей и начальников служб сухопутных войск и была дальнейшим развитием применения автомобильного варианта радиостанции Р-104 “Кедр”.
Радиостанции предназначались для радиосвязи в диапазоне 1,5 – 10,99 МГц и 20 – 51,5 МГц на стоянке и во время движения автомобиля.
В состав оборудования КШМ Р-125 входили:
– 1 КВ р/станция Р-104М
– 2 УКВ р/станции с усилителями мощности УМ-1.

Модификации:
Р-125 “Алфавит” на шасси ГАЗ-69.
– Р-104М
– Р-105Д 2 шт.
– УМ-1 2 шт.
Р-125М “Алфавит-М” на шасси ГАЗ-69Э
– Р-104М
– Р-105М 2 шт.
– УМ-3 2 шт.
Р-125М2 ???
Р-125П для зенитно-артиллерийских подразделений
– Р-104М
– Р-109Д 2 шт.
– УМ-1 2 шт.
Р-125ПМ для зенитно-артиллерийских подразделений
– Р-104М
– Р-109М 2 шт.
– УМ-3 2 шт.
Р-125МП для зенитно-артиллерийских подразделений
– Р-104М
– Р-105М
– Р-109М
– УМ-3 2 шт.
Р-125МП2 КШМ 1960 г.
Р-125А для артиллерийских подразделений
– Р-104М
– Р-108Д 2 шт.
– УМ-1 2 шт.
Р-125АМ для артиллерийских подразделений
– Р-104М
– Р-108М 2 шт.
– УМ-3 2 шт.
Р-125МА КШМ для артиллеристов.
– Р-104
– Р-105
– Р-108 2 шт.
Р-125МА2
Р-125Д для воздушно-десантных частей и подразделений 1958 г.
– Р-104
– Р-105 2 шт.
– УМ 2 шт.
Р-125МТ “Алфавит-МТ” на шасси ГАЗ-66
Серия – с 1966 года на з-де “Радиоприбор”, г. Запорожье.
– Р-104М
– Р-123
– Р-105М 2 шт.
– УМ-3 2 шт.
Р-125МТ2 на шасси ГАЗ-66-04Э в кузове АВС-2М-01
Командно-штабная машина предназначена для радиосвязи в диапазоне 1,5 – 10,99 МГц и 20 – 51,5 МГц на стоянке и во время движения автомобиля.
Оборудование КШМ смонтировано в кузове АВС-2М-01 на шасси автомобиля ГАЗ-66-04Э.
– Р-130М
– Р-123М
– Р-105М 2 шт.
– УМ-3 2 шт.
– Р-326
– Р-012
– ТА-57 3 шт.
– П-180М
– АБ-1-П/30
Общий вес изделия 5280 кг.
Р-125МТ-2М
– Р-130
– Р-111
– Р-123

Семейство Р-125Б “Белозор”

%d1%80-125%d0%b11_03%d1%80-125%d0%b11_01
Семейство КШМ Р-125Б “Белозор” стало дальнейшим развитием КШМ Р-125 “Алфавит” с применением средств связи нового поколения для обеспечения радиосвязи в звене дивизия-полк.
Основной комплект аппаратуры: две УКВ р/станции Р-123 (Р-123М, Р-173), одна КВ р/станция Р-130 (Р-130М, Р-130М2), Р-014Д и коммутационная аппаратура, отдельные модификации оснащались Р-809М2.
Р-125Б1 КРС ТЗУ. На шасси УАЗ-3151.
Р-125Б1_18Р-125Б1_03
Р-125Б1_01Р-125Б1_08
Р-125Б1_04
Выпуск – з-д “Сигнал”, Тамбов. Экипаж 3 чел.
– Р-159
– Р-143
– Р-012
– БЦК (блок централизованной коммутации)
– БРП (блок распределения питания)
– ТС (табло световое)
– БА (блок аккумуляторов на 2 батареи резевного питания 6СТ-75)
– Бензоагрегат АБ-1-П/30
Р-125Б2 КРС ТЗУ. На УАЗ-3151.
КШМ командующего округом (фронтом) внешне отличается от первого тем, что механизмы подъема антенн расположены не сзади, а по диагонали один сзади, второй – впереди.
Выпуск – “Сигнал”, Тамбов. Экипаж 3 чел.
– Р-173
– Р-158
– Р-809М2
– Р-143
– Р-012
– Т-219
Р-125БР КРС на УАЗ-469
R-125BR Belozor-1_01a
Р-125Б-1М Выпуск – “Сигнал”, Тамбов.
Р-125Б-2М “Белозор-2М” КРС на УАЗ-37411.
R-125B-2M-4_01a
Выпуск – “Сигнал”, Тамбов. С 2001 года.
– Р-163-10К
– Р-163-10У
– Р-163-10В
– Р-415В
– Е-9У
– Е-24Д
– П-193М2
– УЗМ-Р (ПЗУ-5М)
Р-125Б-2М-1 КРС на УАЗ-37411.
Р-125Б-2М-2 КРС на УАЗ-37411.
Р-125Б-2М-4 КРС.
– Р-168КВ
– Р-168-100У
– ПЗУ-5М
– другое оборудование
Р-125П2 КРС для ЗРК С-300ПС.
– Р-134
– Р-173
– Р-853В1

Радиостанция Р-135

%d1%80-135-81%d1%80-135-4

Автомобильная КВ радиостанция Р-135 “Баян” оперативного (стратегического) звена управления, предназначена для организации радиосвязи в сухопутных войсках в сети генерального штаба. Радиостанция могла применяться в других родах войск.

Диапазон частот, МГц – 1,5 – 29,999
Вид работы – АТ, АМ, ОМ, ЧМ, ЧТ, ДЧТ
Мощность передатчика не менее, Вт – 15000
В комплект входят два передатчика:
– основной мощностью 15 кВт,
– вспомогательный мощностью 1 кВт (на базе передатчика Р-140),
Также в компоект радиостанции входили три радиоприемника Р-155А и Р-326 (контрольный).
Радиостанция размещается на 4-х автомобилях Урал-375.

Радиостанция Р-136

%d1%80-136-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b0%d1%8f

Автомобильная КВ радиостанция Р-136 «Зубр» оперативного (стратегического) звена управления, предназначалась для организации радиосвязи в сухопутных войсках в звене армия – фронт – генеральный штаб. Радиостанция может применяться в других родах войск.

Диапазон частот – 1,5 – 29,999 МГц
Вид работы – АТ, АМ, ОМ, ЧМ, ЧТ, ДЧТ
Мощность передатчика не менее – 5000 Вт.
Возбудитель ВО-64, ВО-71
В комплект входят по два радиоприемника Р-155П и Р-309.
Радиостанция размещается на 4-х автомобилях ЗИЛ-157 (ЗИЛ-131).

Радиостанция Р-137

137%d1%80-137-2

Автомобильная КВ/УКВ радиостанция Р-137 “Бант” предназначалась для обеспечения двухсторонней радиосвязи с использованием тропосферного прохождения.
Диапазон частот – 20,0 – 59,999 МГц
Вид работы – АТ, АМ, ОМ, ЧМ, ЧТ, ДЧТ
Мощность передатчика – не менее 900 Вт
Возбудитель ВО-64, ВО-71
В комплект радиостанции входит радиоприемник Р-155У.
Радиостанция размещается на автомобиле ЗИЛ-157 (ЗИЛ-131) в кузове К1-131

Радиостанция Р-138

%d1%80-138-oldradio-cqham_-ru_

Дуплексная двухканальная УКВ радиостанция Р-138 “Скворец” предназначена для дистанционного управления отдельными КВ и УКВ радиостанциями типа Р-137 и Р-140, ответвления каналов от радиорелейных линий и связи между элементами узлов связи и пунктов управления. Радиостанция Р-138 относится к внутриузловым радиостанциям УКВ диапазона и предназначена для:
Организации первичной служебной связи в РРС Р-414;
Использования а составе КШМ АСУВ “Манёвр”;
Передачи каналов на узел связи от ТРРС Р-412А
Дистанционного управления радиостанциями:
– в РВСН из МПП 15В132 и МБУ 15В81 ПГРК “Пионер” для управления на марше передатчиками комплекса средств УКВ радиосвязи 15Э1061 “Брелок”, расположенными в машине связи МС-1 15В82;
– в РВСН из МБУ 15В167, 15В169 ПГРК “Тополь” для управления на марше передатчиками комплекса средств УКВ радиосвязи 15Э1061 “Брелок”, расположенными в машине связи МС-1 15В179.

Диапазон: 76 – 93,95 МГц
Дуплекс с уплотнением на поднесущих, 2/4 телефонных канала.
Шаг сетки перестройки: 50 кГц
Чувствительность приемника, не хуже: 5 мкВ
Вид работы: ЧМ
Мощность: 1 … 15 Вт, 75 Ом

Радиостанция Р-140

%d1%80-1401f1_r140x_vnitrek

Радиостанция Р-140 предназначена для обеспечения двухсторонней связи в стратегических звеньях управления и предназначена для обеспечения коротковолновой радиосвязи во фронтовых и в армейских сетях сухопутных войск, ракетных войск, войск ПВО страны и военно-воздушных сил, позволяет ведение радиосвязи как на стоянке, так и в движении, обеспечивает связь с однотипными и другими однополосными радиостанциями, с радиостанциями старого парка, а также с самолетными однополосными радиостанциями в одинаковых режимах работы и на общих участках диапазона.

Диапазон частот – 1,5 – 29,999 МГц
Вид работы – АТ, АМ, ОМ, ЧМ, ЧТ, ДЧТ
Мощность передатчика – не менее 800 Вт
Возбудитель ВО-64
В комплект входят радиоприемники Р-155П и Р-311, радиостанция Р-105М.
Аппаратная радиостанции P-140 (Р-140Д) размещается в кузове К66У1-ДП, установленном на шасси автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-157КЕГЛ или ЗИЛ-131

Модификации:
– Р-140Б – стационарный вариант радиостанции;
– Р-140Д – радиостанция Р-140 с дистанционным управлением с выносного поста управления ВПС, в комплект входит радиорелейная станция Р-405П-Т1. Аппаратура ВП радиостанции Р-140Д размещается в кузове KУНГ-2, установленном на одноосном прицепе 1-P-3C, входящем в комплект радиостанции;
– Р-140ДМ-1 – радиостанция с дистанционным управлением с выносного поста связи ВПС, в комплект входит радиорелейная станция Р-405МПТ-1;
– Р-140М
– Р-140-0,5 “Соболь-ОП” – на шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-66;
– R-140Х – производства Венгрии.

Радиостанция Р-142

%d1%80-142-2-300x225%d1%80-142-5

Командно штабная машина Р-142 “Деймос” предназначена для обеспечения управления войсками и организации радиосвязи в оперативно-тактическом звене управления по одному КВ и трем УКВ каналам как в движении, так и на стоянке, при этом по одной из р/станций может вестись связь с применением СА.
КШМ может работать как в системе УС ПУ, так и автономно.
Диапазон частот радиостанции 1,5-30 МГц (1,5-29,9999 МГц).
Мощность, отдаваемая передатчиком в телеграфном или телефонном одноканальном режиме при 3-х процентном уровне несущей частоты т однотоновом модулирующем сигнале, не менее 1000 Вт, кроме конца IV-го поддиапазона в полосе частот 14,8-15,9999 МГц и конца V-го поддиапазона в полосе частот 28,8-29,9999 МГц, где мощность не менее 850 Вт.

КШМ Р-142 “Деймос” смонтирована в кузове-фургоне типа К-66Н на шасси автомобиля ГАЗ-66-04.

Модификации
Р-142 – полковая командно-штабная машина “Деймос” (ЯГ1.201.032). Шасси ГАЗ-66 с кузовом-фургоном КФ-1М или К66Н
Р-142 – стационарный вариант
Р-142 – венгерский вариант
Р-142В – полковая командно-штабная машина “Деймос-В” ???
Р-142Г – командно-штабная машина войск ГО “Деймос-Г” ???. Шасси ГАЗ-66
Р-142Г-1 – командно-штабная машина войск ГО “Деймос-Г1” ???
Р-142Д – полковая командно-штабная машина ВДВ “Деймос-Д” ???. Шасси ГАЗ-66Б с кузовом-фургоном К66ДС
Р-142ДС – полковая командно-штабная машина ВДВ “Деймос-ДС” ???. Шасси ГАЗ-66Б с кузовом-фургоном КМ66ДС
Р-142М – полковая командно-штабная машина ВВ МВД “Деймос-М” ???. Шасси ЗиЛ-131
Р-142М-1 – полковая командно-штабная машина ВВ МВД “Деймос-М1” ???. Шасси ГАЗ-66
Р-142Н – полковая командно-штабная машина “Деймос-Н” (ЯГ1.201.033). Шасси ГАЗ-66 с кузовом-фургоном К66Н
Р-142Н-04 –
Р-142Н-05 –
Р-142Н1 – полковая командно-штабная машина “Деймос-Н1” ???
Р-142НМ – полковая командно-штабная машина “Деймос-НМ” ???. Шасси ГАЗ-3308
Р-142НМЗ – полковая командно-штабная машина “Деймос-НМЗ” ???
Р-142НМР – полковая командно-штабная машина “Деймос-НМР” ??? (ИТНЯ.464424.007). Шасси ГАЗ-66 с кузовом-фургоном К66Н, Урал-43206 или КамАЗ-5350 с кузовом-фургоном К1.5350Д
Р-142НМТ – полковая командно-штабная машина “Деймос-НМТ” ???
Р-142НСА – полковая командно-штабная машина “Деймос-НСА” ???. Шасси КамАЗ-43114
Р-142НСА-С – стационарная полковая командно-штабная машина “Деймос-НСА-С” ???
Р-142НСК – полковая командно-штабная машина “Деймос-НСК” ???
Р-142ПС – полковая командно-штабная машина “Деймос-ПС” ???
Р-142Т – тыловая командно-штабная машина “Деймос-Т” ??? (РДПИ.461262.041)
Р-142ТО – тыловая командно-штабная машина ???

Радиостанция Р-145Б

%d1%80-145%d0%b1%d0%bc-5

Командно-штабная машина предназначена для обеспечения управления и организации радиосвязи на подвижных пунктах управления по одному КВ и трем УКВ каналам как в движении, так и на стоянке, при этом по одной из р/станций может вестись связь с применением ЗАС. КШМ может работать как в системе УС ПУ, так и автономно.

Модификации
– Р-145Б
– Р-145БМА
– Р-145БМ1
– Р-145БМ2

Радиостанция Р-156

%d1%80-156

Автомобильная КВ радиостанция Р-156 “Беркут-2В” звена управления МСД
Диапазон, МГц – 1,5-20
Мощность, Вт – <250
Вид работы – тлф ОМ, тлг АТ, бд.
Антенны – АЗИ, АШ-4, Д2*25, Д2*15, Д2*9
Дальность, км
– на стоянке – 50…350
– в движении – 50…350

Радиостанция Р-167

%d1%80-167-3%d1%80-167-1

Автомобильная КВ/УКВ радиостанция Р-167 “Опий” оперативного (стратегического) звена управления.
Диапазон частот: 20-60 МГц.
Шасси ЗиЛ-131.
Две телескопические мачты с приемными и передающими логопериодическими антеннами крепятся в передней части КУНГа слева и справа от кабины. Внутри вариант передатчика Р-137, возбудитель Р-161 и приемник Р-160П.

Модификация
Р-167М “Опий-М” – автомобильная УКВ радиостанция средней мощности, применяется в ПВО и РТВ.

Lira_banner1_002