«

»

Мар 11 2017

Радиосвязь в ВС Швейцарии. Часть II

В первые годы использования военной авиационной радиосвязи в Швейцарии радиостанции получили обозначение FG-xx с римскими цифрами.
После 1951 года, в соответствии с новой схемой наименования авиационные радиостанции обозначались как SE-0xx, наземные авиационные обозначались SE-0xx/f или SE-0xx/t.

Радиостанция SE-001/FG-I

se-001-fg1-empf-bwse-001-fg1-sender-bw

Авиационная ДВ радиостанция E-361F/S-292F
Производство: Германия. Telefunken AG. 1927 г.
Первая радиостанция используемая на борту воздушных судов ВВС Швейцарии получил обозначение FG I. Для эксплуатации этого оборудования был необходим отдельный радист, и устройство устанавливали только в двухместных самолетах типов Potez 25, Hдfeli DH-5 и Fokker CV-E.
Диапазон частот
Приемник Telefunken E-361F: 230,8 – 1000 кГц (300 – 1300 м),
Передатчик Telefunken S-292F: 222,2 – 1000 кГц (300 – 1350 м),
Виды излучения: А1 (телеграф CW), А2 (телеграф, модулированный), А3 (телефония),
Источник питания: генератор Type 127,
Длинна буксируемой антенны: антенны 70 м
В приемнике использовались три лампы RE 1.
В передатчие использованы три лампы: лампа модулятора и две ламы выходного каскада усилителя мощности ВЧ RS 31g
Stat. 262 F, производства компании Telefunken AG, г. Berlin, первые образцы были приобретены в 1929 году и эксплуатировлись до 1938 г.

Радиостанция SE-002

se-002-fg2-sender-bw

Авиационная КВ радиостанция FG-II/FG-VIIi
Изготовитель: Германия. Telefunken AG. 1939 г.
ВВС Швейцарии планировало закупить истребители Мессершмитт Bf 109 E в Германии. Швейцарией было приобретено 10 самолетов вариант Bf 109 D, которые были доставлены в 1939 году, оборудованные бортовыми радиостанциями FuG-VII Telefunken.
Первые самолеты были оснащены немецким приемником FuG-VIIa, который имел не очень хорошие характеристики. Он был заменен на Telefunken E 406 F , который также использовался в радиостанции FG-IV .
Диапазон частот:
Приемника Telefunken E 406 F: 2500-3750 кГц (80 – 120 м)
Передатчика Baumuster 6: 2500-3750 кГц (80 – 120 м)
Модуляция: A1, A3
Мощность: 20/7 Вт

Радиостанция SE-004/FG-IV

se-004-fg4-abstimmgeraet-bwse-004-fg4-empfaenger-bw

Авиационная КВ радиостанция Stat-1005F
Изготовитель: Германия, Telefunken AG, Берлин. Швейцария.1937/38гг
Радиостанция изготавливалась на базе радиостанции Stat-1005AF Telefunken и производилась по лицензии Telefunken в Цюрихе.
“SE-004/FG-IV” устанавливали в двухместных самолетах “Fokker CV-E” и “C 35”.
Узлы радиостанции FG-IV были также использованы в качестве наземной станции с обозначением Z-Station 38. Радиостанция снималась с эксплуатации по мере прекращения использования самолетов, на которых она была установлена – 1945 – 1954 гг.
Диапазон частот:
Приемник Telefunken E 406 F: 3000 – 6000 кГц
Передатчик Telefunken S 347 F: 3000 – 6000 кГц
Модуляция: А1, A2 и A3
Мощность: 60/25 Вт
Радиостанция комплектовалась антенным тюнером, пультом дистанционного управления, для выбора одного из двух механически предустановленных частот, двигателем-генератором электропитани и волномером Spez 831 F

Радиостанция SE-009/FG-IX

se-009-fg9-empf-bwse-009-fg9-sender-bw

Авиационная КВ радиостанция SFR 450 SFR
Изготовитель: Франция, Franzaise Radio – Electrique. Швейцария по лицензии. 1939 г.
ВВС Швейцарии в 1939г приобрели истребитель Моран D 3800 который позднее производился по французской лицензии, и возникла необходимость в установке радиостанции. После конкурса были заказаны 189 станций SFR 450 в октябре 1939 года у компании SFR Franzaise Radio – Electrique. Вскоре выяснилось, что SFR не будет в состоянии выполнить этот заказ и производство узлов радиостанций по лицензии было организовано на швейцарских компаниях: Zellweger, Uster, Autophon, Solothurn, Elektromotorenbau Weber и Gfeller AG.
Производство было очень медленным, в январе 1941 года, всего 13 комплектов были готовы для установки в самолеты “D 3800 Morane”. Радиостанции оказалась ненадежными и и имели невысокую стабильность частоты, улучшенная версия была подготовлена до конца 1943 года, только 28 самолетов “Morane D 3800” и еще 28 “Messerschmitt Bf 109 E” были оснащен новыми радиостанциями. На новой версии радиостанции стабильность частоты по-прежнему является серьезной проблемой.
В 1949/50 все радиостанции FG IX были сняты с эксплуатации и утилизированы в Dubendorf.
Диапазон частот: 2000 – 12000 кГц
Модуляция: А1, A2 и A3
Мощность: 80/30 Вт

Радиостанция SE-010/FG-X

se-010-empf-bwse-010-sender-bw
Авиационная радиостанция Stat. 1005b F,
Изготовитель: Германия,Telefunken. Швейцария, Zurich AG. 1942/1943 гг.
Радиостанция Stat. 1005B F была предназначена для установки в одномесные истребители ВВС Швейцарии, но эти устройства не могли быть заказаны в Германии, так как немецкая промышленность была преобразована для внутреннего военного производства и не обладала достаточным потенциалом для экспорта, поэтому была приобретена лицензия для производства этих радиостанций на Telefunken Zurich AG, в Швейцарии.
В 1942/43 было изготовлено 210 комплектов, которые были установлены на Morane D 3801/02 и Morane C 3603.
Диапазон частот: 2000 – 12000 кГц
Вид излучения: А1, A2 и A3
Мощность: 80/30 Вт
Вес
Передатчик: 8,78 кг
Приемник: 7,75 кг
Антенный тюнер: 3,65 кг
Двигатель-генератор ANS: 12,15 кг
Суммарный вес для одноместного комлекта: 64,25 кг.
Суммарный вес для двухместного комлекта: 66,69 кг.
Пять предустановленных каналов, выбираемых при помощи дистанционного управления Autophon Telaccord, два динамомотора для электроснабжения; для установки каналов использовали волномер SFR

Радиостанция SE-013

se-013-open-bw

Авиационная радиостанция УКВ диапазона SCR-522 и BC-624/BC-625
Изготовитель: США. Bendix, Baltimore
Вскоре после второй мировой войны, ВВС Швейцарии приобрели 130 истребителей P-51 «Мустанг» из излишков ВВС США. Эти самолеты переданы из оккупированной Германии в Швейцарию и были оснащены стандартной УКВ радиостанцией SCR-522.

Диапазон частот: 100 – 156 МГц, 4 канала, устанавливаемые при помощи кварцевых резонаторов.
Четыре канала выбирается при помощи блока управления,
Вид излучения: АМ (A3)
Мощность: до 9 Вт
Блок питания/мотор-генератор работает от 28 В бортовой сети.
Кварцевая стабилизация частоты обеспечивала хорошую стабильность частоты и хорошую разборчивость голоса, УКВ радиостанцию с амплитудной модуляцией приняли на вооружение и был назначен армейский индекс SE-013.
VHF станция состоит из передатчика BC-625 и приемника BC-624 монтируемых вместе в монтажной панелью CS-80 и стойкой FT-244, внутренним кабелем, мотор-генератором PE-94 используемым для питания станции от самолетной бортовой сети 28в. Частота выбирается оператором при помощи блока управления BC-602-A.
Самолеты P-51D «Мустанг» служили до 1957 года, в качестве истребителей и самолетов-разведчиков, пока они не были сняты с вооружения.
Была одна серьезная проблема: в Швейцарии не было наземных станций УКВ диапазона. Технический отдел швейцарской армии изготовил ее из приемников и передатчиков резерва (хранившихся на запчасти). Эти устройства устанавливали в стойку и питаемые от электросети, они служили в качестве импровизированных наземных станций (SE-013 T/F).

Радиостанция SE-015

se-015-str9-x

Авиационная УКВ радиостанция, 9-X,
Изготовитель: Англия. “Standard Telephones and Cables” Ltd., London. 1948 г.
175 самолетов DH-100(Де Хэвилленд) Mk6 “Вампир” были заказаны в 1948 году и оставались на службе до их снятия с вооружения в 1990 году, более сорока лет. Усовершенствованная модель DH-112(Де Хэвилленд) Mk1 / Mk 4 “Venom”, (126 + 100 самолетов) были произведены по лицензии в Швейцарии с 1954 года.
В обоих типах самолетов, применялись VHF радиостанции с кварцевой стабилизацией частоты 9-X. Самая ранняя версия 9-X пришли только с четырьмя каналами (SE-012 / FG XII), в более поздних DH-100 Mk.6 “Вампир” и DH-112 “Venom”, применялись десятиканальные радиостанции 9-X / SE-015.
Первые четыре самолета (из первых поставок) DH-100 Mk 1 было четырехканальными 9-Х / SE-012, позже DH-100 Mk 6 “Вампир” и DH-112 “Venom” пришел с десятиканальной версией STR.9X / SE-015. Позже, большая часть швейцарских ВВС были оснащены этими радиостанциями, например, C-3605, Pilatus P2, P3, PC-6, Do-27, Ju-52, Fieseler Storch и в том числе Hawker “Hunter”. Также существует версия радиостанции на 44 канала – SE-015/1.
Диапазон частот: 115 – 145 МГц, 10 каналов
Вид излучения: АМ (A3)
Мощность: до 5вт
Питание: от 26 В бортовой системе через мотор-генератор.
Трансивер питается от 26 В от бортовой сети воздушного судна: накалы ламп питаются напрямую, вращающийся трансформатор используется для получения анодного напряжения 250 В, и напряжение на сетке 50 В.
Блок управления используется для выбора одного из десяти предварительно настроенных каналов “Push-на-Talk”, переключатель также находится в блоке управления.
Радиостанция имеет модульную конструкцию. Только небольшой пульт управления находится в кабине, трансивер находится в отсек оборудования, расположенном в задней части самолета. Несколько кабелей с многополюсными разъемами соединяют радиоаппаратуру с бортовым оборудованием.
Для использования в качестве наземной радиостанции авиадиапазона из радиостанций резерва изготавливали стационарные радиостанции SE-015/Str.9-X, установленные в стальную стойку из труб. Мобильная версия радиостанции имела название SE-015Т

Радиостанция SE-016

se-016-bediengeraet-bwse-016-bw
Авиационная УКВ радиостанция Omera TR-AP 28
Изготовитель: Франция. 1964.
ВВС Швейцарии приобрели 1964 году четыре французских самолета Dassault Mirage III, которые использовались как учебно-тренировочные самолеты, также в период до 1965/1966 гг. были приобретены 18 разведывательных самолетов Mirage IIIRS и 37 перехватчиков Mirage IIIS. Эти самолеты были оборудованы радиостанциями Omera TR-AP 28, получившими штатный индекс швейцарских ВВС SE-016.
Диапазон частот: 100 – 156 МГц
Вид излучения: телефон А3 и телеграф А2
Мощность: 10 Вт
Генератор, формирующий анодное напряжение использует бортовую сеть 28В.
Блок управления предельно прост, представлены только переключатели каналов, операционный переключатель и регулятор громкости (также имеется кнопка для аварийной передачи А2).

Радиостанция SE-018/M/H-Station

se-018-h-station-bw
Авиационная КВ радиостанция для наземных служб, в мобильном и стационарном исполнениях.
Изготовитель: США
Полная станция в стандартной конфигурации состоит из двух приемников BC-348 (с мотор-генераторами внутри), двух передатчиков BC-375-E, мотор-генератора PE-73-C, волномера BC-221.
Для мобильной версии радиостанции SE-018/м был использован грузовик GMC производства САСШ, в стационарной версии радиостанция SE-018/F использовалась с качестве сети радиостанций “mountain stations” для использования в Швейцарских Альпах.

Передатчик BC-375-E
Диапазон частот: 1500 – 12500 кГц
Вид излучения: A1 (телеграф CW), А2, А3 (телефон)
Мощность: 45 – 75 Вт
Размеры: 58 х 51 х 23 см
Вес: 23,8 кг
Передатчик изменяет диапазон частот при помощи сменных блоков
TU-5-B: 1,5-3 МГц
TU-6-B: 3-4,5 МГц
TU-7-B: 4,5-6,2 МГц
TU-8-B: 6, 2-7,7 МГц
TU-9-B: 7,7-10 МГц
TU-10-B: 10-12,5 МГц
TU-26-B: 200-500 кГц

Приемник BC-348/E
Диапазон частот: 200 – 500 кГц и 1,5 – 18 МГц
Вид излучения: A1 (телеграф CW), А2, А3 (телефон)
Размеры 46 х 23 х 22 см

Радиостанция SE-020

se-020-socrat-bw
Авиационная радиостанция Socrat TR-AP 19A
Изготовитель: Швейцария.
УКВ-радиостанцию SE-020 устанавливали во все вертолеты модели Alouette II и в некоторые Alouette III Швейцарских ВВС в 1954 – 1976 гг.
Диапазон частот: 100 – 156 МГц
Вид излучения: Телефон А3
Мощность: 1 Вт
До двадцати каналов с кварцевой стабилизацией или VFO, бортовой мотор-генератор 27,5 В.

Радиостанция SE-023

se-023-collins-bw
Авиационная УКВ радиостанция
Изготовитель: США, Collins Radio Company. 1956 г.
В 1956 году были приобретены три самолета Beechcraft E-50 “Twin Bonanza”, которые уже были оснащены УКВ радиостанциями Collins, который получили индекс швейцарской армии SE-023.
Диапазон частот: 100 – 156 МГц
Вид излучения: Телефон А3
Мощность: 20 Вт

Радиостанция SE-027

se-027-socrat-bw
Авиационная УКВ радиостанция Socrat ER-3A
Изготовитель: Швейцария, 1964 – 1976 гг.
УКВ-радиостанцию SE-020 устанавливали в вертолеты Alouette III Швейцарских ВВС в 1964 – 1976 гг.
Диапазон частот: 100 – 156 МГц
Вид излучения: Телефон А3
Мощность: ? Вт
До двадцати каналов с кварцевой стабилизацией, бортовой мотор-генератор 27,5 В.

Радиостанция SE-051

se-051-bediengeraet-bwse-051-bw
Авиационная УКВ радиостанция Omera TR-AP 28
Изготовитель: Франция, 1964 – 1976 гг.
Швейцарские ВВС приобрели разведывательные самолеты Dassault Mirage IIIRS и Мираж IIIS, в них были установлены радистанции Omera TR-AP 28, которым после перестройки на “верхний” авиадиапазн был присвоен индекс SE-051.
Диапазон частот: 220 – 400 МГц
Вид излучения: Телефон А3
Мощность: 5 Вт

Радиостанция SE-054

se-054-magnavox-bw
Авиационная УКВ радиостанция RT-1136/ARC-150
Изготовитель: США
Полупроводниковая радиостанция Magnavox RT-1136 UHF использовалась в легких вертолетах Alouette III Швейцарских ВВС.
Диапазон частот: 220 – 400 МГц
До двадцати каналов с кварцевой стабилизацией
Вид излучения: Телефон А3
Мощность: 15 Вт
Источник питания: 27,5 В.