«

»

Сен 14 2017

РЭБ в войнах и вооруженных конфликтах. Часть X

РЭБ в англо-аргентинском конфликте и в вооруженной агрессии США против Ливии

В этом информационном массиве собраны и систематизированы материалы из открытых публикаций в прессе и сети Интернет о ведении радиоэлектронной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах со времени изобретения радио до наших дней. Информация предназначена для специалистов, но может представлять интерес для всех, кто интересуется военной историей. Сведения, содержащие государственную тайну отсутствуют.

Автор: А. Д. Рожков.
Источник: книга “Радиоэлектронная борьба в войнах и военных конфликтах”.

Радиоэлектронная борьба в англо-аргентинском конфликте

За последние 60 лет, несмотря на небольшую продолжительность, военные действия в борьбе за Фолклендские (Мальвинские) острова характеризовались самыми значительными масштабами привлечения военно-морских сил, а основные задачи войны враждующими сторонами достигались главным образом с помощью флота и в борьбе с флотом. Особая роль отводилась надводным кораблям. В ходе конфликта с обеих сторон участвовало до 180 кораблей и судов, было уничтожено 13 боевых кораблей и судов, 23 повреждено. В операции английских экспедиционных сил по захвату Фолклендских островов в 1982 г. английская авиация и НК применяли различные средства и способы РЭБ.

Готовя вторжение на Фолклендские о-ва, англичане в срочном порядке установили на корабли самолеты и некоторые типы вертолетов (“Чинук”, “Си Кинг” и “Линкс”) приемники предупреждения о радиолокационном облучении, устройства для выбрасывания дипольных отражателей, инфракрасных излучателей и передатчиков одноразового использования. Эти средства применялись для подавления РЛС управления огнем зенитных средств, а также для отклонения от кораблей ПКР “Экзосет”. Бомбардировщики “Вулкан” были оборудованы американскими станциями радиопомех AN/ALQ-101 (-131).

При высадке десанта на Восточный Фолкленд английская авиация и ВМС осуществляли разведку и радиоэлектронное подавление РЛС аргентинской стороны корабельными и самолетными средствами РЭБ и обеспечивали РЭЗ систем управления войск, авиации и ВМС. Военно-морские силы Великобритании при подготовке и в ходе боевых действий проводили мероприятия по скрытию истинных планов и намерений командования по применению экспедиционных сил. До минимума были сокращены радиопереговоры, строго соблюдались радио-дисциплина и режимы излучения РЭС.

                            Радиоэлектронная борьба в англо-аргентинском конфликте

 

Применяемые радиопомехи показали достаточно высокую эффективность в борьбе с ПКР, используемыми аргентинской авиацией. Ввиду ограниченного количества аргентинские ВВС применили всего лишь шесть ПКР типа “Экзосет” АМ.39, из которых три поразили цели, а три были отклонены от целей пассивными радиопомехами.

Аргентинская авиация для скрытия от радиолокационной разведки и уменьшения времени на применение противником зенитных огневых средств совершала полет за складками местности на предельно малых высотах (10-15 м). Кроме того, налеты выполнялись, как правило, с западного и юго-западного направлений в конце дня со стороны заходящего солнца. В результате 167 боевых вылетов без средств РЭБ аргентинская авиация потопила эсминец УРО “Ковентри”, фрегаты УРО “Ардент” и “Антилопа”. При этом потеряно 117 самолетов. Англичане, применяя средства РЭБ, потеряли всего 10 самолетов и вертолетов. Кроме того, пассивными радиопомехами были спасены авианосец “Гермес”, эсминец УРО “Глэморган” и другие корабли английского оперативного соединения ВМС.

Для защиты НК от ракет английские ВМС применили три тактических приема РЭБ, основанных на создании пассивных помех с помощью неуправляемых ракет типа “Корус”, “Сифэн” и “Стокэйд”, начиненных дипольными отражателями из металлизированного стекловолокна и алюминиевой фольги, а также механических устройств выброса дипольных отражателей. При этом пассивные помехи в нормальных метеоусловиях действовали около 6 мин.

Первый прием заключался в создании маскирующих пассивных помех для снижения вероятности захвата ГСН защищаемого корабля при групповой атаке ПКР. После обнаружения приближающихся ракет на дальности 1-2 км вокруг корабля с помощью ПУ типа “Протиан” образовывалось до четырех облаков дипольных отражателей на различной высоте и дальности. Данный прием использовался 25 мая при отражении удара пары самолетов “Супер Этандар” по корабельной группировке. Соединение кораблей было обнаружено бортовыми РЛС аргентинских самолетов на дальности 80 км. С расстояния 45 км с самолетов были выпущены три ракеты “Экзосет” по английскому противолодочному авианосцу “Гермес”, находящемуся в ордере. Ракеты были обнаружены корабельной РЛС. После этого их ГСН были подавлены с помощью большого количества дипольных отражателей, поставленных кораблями оперативного соединения, и активных радиопомех, созданных вертолетом “Линкс”. Одна ракета была отведена от авианосца и затем сбита зенитной ракетой “Сивулф”, запущенной с кораблей охранения. Вторая ракета прошла мимо ордера кораблей. Третья после выхода из облака дипольных отражателей захватила и потопила находящийся в четырех милях от авианосца контейнеровоз “Атлантик конвейер” вместе с находившимися на борту пятнадцатью вертолетами.

Корабли английского флота начали интенсивно создавать пассивные радиопомехи при угрозе воздушного нападения противника после того, как 4 мая был потоплен эсминец УРО “Шеффилд”. Для непрерывного пополнения дипольных отражателей английская фирма “Плесси аэроспейс” в течение месяца работала круглосуточно.

Второй прием предназначался для срыва автосопровождения цели ГСН ракеты после ее захвата. На дальности до 2 км от корабля с помощью ракет, запускаемых корабельными пусковыми установками “Корус”, создавалось облако дипольных отражателей так, чтобы корабль и облако оказывались в пределах строба ГСН ракеты по дальности. В результате ракета наводилась на облако, корабль выходил из него и одновременно выполнял противоракетный маневр. Этот прием был использован эскадренным миноносцем УРО “Глэморган” при обстреле позиций аргентинских войск в районе Порт-Стенли 12 июня. Из четырех ракет “Экзосет”, запущенных по эсминцу с наземной ПУ, три были отведены от корабля пассивными помехами и только одна попала в кормовую надстройку, но корабль остался на плаву.

Третий прием предусматривал совместное использование пассивных и активных радиопомех для увода ракет от кораблей. Корабль с помощью неуправляемой ракеты выставлял облако дипольных отражателей на удалении 400 м и одновременно включал станцию активных радиопомех, работавшую в режиме увода ракеты на это облако. В результате ложная и реальная цели образуют как бы один протяженный объект. На его центр наводились ПКР, которые проходили мимо корабля. Данный прием показал высокую эффективность в борьбе с одиночными ракетами. Одновременно выстреливались ложные инфракрасные цели, имитирующие тепловое излучение корабля. После приводнения они удерживались на поверхности воды и уводили на себя ракеты с тепловыми ГСН.

В боевых действиях активные помехи создавали также английские бомбардировщики “Вулкан” с помощью станций радиопомех, переставленных со штурмовиков “Буканир”, и самолеты “Си Харриер”, оборудованные приемниками предупреждения о радиолокационном облучении и автоматами для выбрасывания дипольных отражателей. При налете на аэропорт Порт-Стенли бомбардировщики подавили РЛС наведения ЗРК “Роланд” и “Тайгеркэт”, защищавших аэродром, и нанесли бомбовый удар.

В ходе конфликта стратегические бомбардировщики “Вулкан” нанесли два удара по РЛС AN/TPS-43F противорадиолокационными ракетами “Шрайк” AGM-45, но через два дня станция возобновила свою работу, а перед последующими ударами вообще выключалась.

При нанесении по кораблям авиационных ударов по данным визуального наблюдения (а не РЛС) средства РЭП не могли повлиять на результаты удара, и корабли несли потери. Так был потоплен 21 мая фрегат УРО “Ардент”, по которому был нанесен удар неуправляемыми ракетами и авиабомбами со штурмовика “Аэромакки” в то время, когда он вел артиллерийский огонь по позициям аргентинских войск в районе г. Сан-Карлос. Аналогично были потоплены эсминец УРО “Ковентри” ударом авиабомб со штурмовика “Скайхок” и фрегат УРО “Антилопа”, а два корабля были повреждены.

Изучив опыт ведения РЭБ в Фолклендском конфликте, английские вооруженные силы направили совершенствование средств РЭП на повышение чувствительности аппаратуры радиоразведки, увеличение точности пеленгования РЭС до значения менее 1°, увеличение мощности и расширение диапазона частот передатчиков помех, разработку комбинированной системы радиопомех, состоящей из станции активных помех и пусковой установки для запуска неуправляемых ракет, начиненных дипольными отражателями и инфракрасными излучателями для защиты кораблей от ракет с ГСН. Совершенствуются системы создания помех тепловым ГСН. Тепловые ловушки стали выпускаться с характеристиками, максимально приближенными к реальным тепловым портретам НК. Начали создаваться пассивные ложные цели со скоростью, приближающейся к скорости защищаемых самолетов и разрабатываться комплексные системы РЭБ, способные обеспечить защиту кораблей и самолетов от ракет, оборудованных радиолокационными, тепловыми и лазерными ГСН.

Вместе с тем за рубежом считают, что уже существующими средствами РЭБ можно отвлечь от защищаемых кораблей до 80% атакующих ракет с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения.

В период англо-аргентинского конфликта применялись также космические средства РЭР. Так, благодаря информации с разведывательных спутников США о местонахождении аргентинских кораблей 2 мая 1982 г. английской ПЛ удалось торпедировать аргентинский крейсер “Генерал Белграно”. Из 1042 членов экипажа удалось спастись лишь 400.

Радиоэлектронная борьба в вооруженной агрессии США против Ливии

В марте-апреле 1986 многолетнее противостояние между США и Ливией переросло в вооруженный конфликт.

В марте 1986 г. в заливе Сидра ракетами “Гарпун” были потоплены 2 ливийских ракетных катера. Так, 25 марта большой ливийский ракетный катер “Эйн Загут”, патрулировавший побережье Ливии, был неожиданно обстрелян американским крейсером “Йорктаун” с дистанции всего 11 миль. Командир катера, нарушив режим запрета на работу специальных РЭС, дал команду на кратковременное включение РЛС для уточнения координат противника. РЛС работала в течение 20-30 секунд. Этого оказалось достаточно для ее обнаружения и классификации средствами радиотехнической разведки крейсера. По пеленгу на источник излучения незамедлительно был произведен пуск ракет. Две ракеты “Гарпун” RGM- 84 попали в катер, который через 15 минут затонул. Второй ливийский катер “Воход” был потоплен 24 марта ракетой “Гарпун” АGМ-84, запущенной с американского штурмовика “Интрудер” А-6. Ракета попала в надстройку катера водоизмещением 311 т. Надстройка была уничтожена, в ней погиб и командир катера. Двигатели катера остались в строю, но команда решила не тушить возникший пожар. Через час после ухода экипажа катер затонул. По оценке специалистов, высокая эффективность нанесенных ударов была предопределена несоблюдением катерами радио-маскировки, низкой организацией наблюдения, в том числе с использованием радиоприемных устройств соответствующих диапазонов, и неприменением в ходе отражения атак средств РЭБ.

В апреле 1986 г. был совершен пиратский авиационный удар США по различным объектам Ливии с целью физического устранения неугодного ей ливийского правительства. Удар наносился авиацией военно-воздушных и военно-морских сил под защитой радиоэлектронных помех. В нем участвовали истребители-бомбардировщики F-111F, базирующиеся в Великобритании на авиабазе Лейкенхит, и штурмовики А-6Е “Интрудер” с авианосцев “Америка” и “Корал Си”, находившихся в Средиземном море. Ударную авиацию поддерживали две группы РЭБ. Первая группа в составе трех самолетов EF-111A вылетела с аэродрома Аппер-Хейфорд (Великобритания), а вторая (в составе четырех самолетов ЕА-6В) с авианосцев. Во взаимодействии с самолетами РЭБ действовали палубные штурмовики А-7Е и истребители F/A-18, вооруженные противорадиолокационными ракетами, а также истребители прикрытия F-14 и F/A-18. Контроль воздушного пространства и управление нападающей авиацией обеспечивали два палубных самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С “Хокай”. В операции принимали участие также два авианосца, на борту которых базировались 170 боевых самолетов, подводная лодка типа “Лос-Анджелес”, самолеты радиоразведки, самолеты-заправщики КС-10, -135 и другие средства. Результаты удара оценивали разведывательные ИСЗ и самолеты стратегической разведки SR-71 и RC-135. Всегов операции принимали участие около 200 самолетов, 36 кораблей и судов.

Удар наносился в такой последовательности. 14 апреля в 21 ч 15 мин с авиабаз Милденхолл и Фэрфорд взлетели 28 самолетов-заправщиков, а через 20 мин с авиабазы Лейкенхит – 24 истребителя-бомбардировщика F-111F и 5 самолетов РЭБ EF-111A. После первой дозаправки топливом в воздухе шесть F-111F и два EF-111A, находившиеся в резерве, возвратились на свои авиабазы. Остальные самолеты в режиме полного радиомолчания с тремя дозаправками в воздухе продолжали полет на большой высоте над Атлантикой, Гибралтаром и Средиземным морем. Такой сложный протяженный маршрут полета был выбран не случайно.

Конечно, прямой путь из Англии к берегам Ливии лежал через воздушное пространство Франции, но по нему невозможно было осуществить скрытый подлет из-за необходимости вести радиопереговоры с наземной диспетчерской службой воздушного движения. Выбранный маршрут обеспечил полную скрытность операции вплоть до начала активных действий. В районе Тунисского залива они начали снижаться до высоты 50-60 м и развертываться в боевой порядок для нанесения удара звеньями. 15 апреля в 01 ч 54 мин за шесть минут до удара самолеты EF-111A и ЕА-6В начали создавать активные помехи РЛС дальнего обнаружения и
наведения зенитных ракет, а самолеты А-7Е и F/A-18 произвели пуск 48 противорадиолокационных ракет “Шрайк” и ХАРМ по РЛС зенитно-ракетных комплексов системы ПВО на северном побережье Ливии. Под защитой радиопомех истребители-бомбардировщики и палубные штурмовики в 02 ч 00 мин нанесли удары управляемыми и неуправляемыми авиабомбами в Триполи по резиденции ливанского правительства, международному порту и академии ВМС (18 самолетов F-111F) и в г. Бенгази (14 самолетов А-6Е) по международному аэропорту и воинским казармам.

Хотя руководство США и НАТО, комментируя ход подготовки и выполнения удара, и представляло его как образец комплексного подхода к маскировке, но, тем не менее, ряд косвенных демаскирующих признаков если не указывал конкретно на выполняемые задачи, то позволял предположить, что предпринимаются какие-то действия и соответствующим образом усилить все виды наблюдения, повысить готовность средств ПВО. Так, ряд командных пунктов с началом операции изменил режим работы, были задействованы некоторые радиосети, не используемые в повседневных условиях.

 

Удар подтвердил высокую эффективность противорадиолокационных ракет ХАРМ, которые в ходе его проведения впервые применялись в реальной боевой обстановке. Всего был произведен пуск 40 ракет данного типа, из которых, по данным зарубежных средств массовой информации, более 33-35 точно поразили цель.1

В ходе удара прошла боевое испытание новейшая установка для обнаружения и опознавания цели, наведения на нее оружия в любых метеорологических условиях AN/AVQ-26 “Пэйв Тэк” на борту F-111. Самолеты А-6Е “Интрудер” имели на борту многозональную систему обнаружения и сопровождения цели по лазерному лучу. Штурмовики А-7Е были оборудованы инфракрасной системой переднего обзора.

Всего нападающей авиацией было сброшено 150 т авиабомб калибра от 500 до 2000 фунтов. Создаваемые радиопомехи затруднили обнаружение и поражение ударной авиации. Вследствие этого из тридцати нападавших самолетов был сбит только один. В результате варварского удара в Триполи и Бенгази были разрушены жилые дома и повреждены здания посольства Австрии, Ирана, Финляндии, Югославии, убито 50 и ранено 100 мирных жителей.

Но главная цель удара – физическое устранение руководства Ливии – не была достигнута. Пока не была достигнута.

Продолжение следует…

Магазин Раций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>