Радиосвязь стран запада в Первую мировую. Часть IV

W/T Set Trench CW Mk. III*

Это также была одна из первых серийных радиостанций, и состояла из передатчика и приемника в отдельных корпусах (рисунки 16 и 17). Она была принята в эксплуатацию в 1917 году и использовалась для телеграфной связи в переднем крае боевых действий.

Передатчик обеспечивал выходную мощность ВЧ 30 Вт и перекрывал диапазон частот 207 – 667 кГц (450 – 1450 метров). Типовая дистанция связи, обеспечиваемая радиостанцией, составляла около 3,7 км. Ранние версии Trench CW Mk. III* содержали одну радиолампу type -B или AT25. Однако, в более поздней реализации устройства, показанного на рисунке, прием обеспечивали уже две радиолампы.

Широкий ассортимент современных средств радиосвязи можно посмотреть на сайте компании, осуществляющей продажи радиостанций, как любительских, так и профессиональных.

 

Первая из них работала как автоколебательный смеситель, где частота генерации настраивалась такой же, как и частота входящего телеграфного сигнала. Далее сигнал поступал на вторую радиолампу, которая усиливала его до создания слышимого тона в наушниках, соответствующего точкам и тире телеграфного сигнала. Антенна представляла собой провод длиной от 15 до 45 метров, в зависимости от используемой длины волны.

В дополнение к передатчику и приемнику комплект также включал гетеродинный волномер, перекрывающий диапазон частот 100 – 750 кГц (400-3000 метров). Также дополнительно поставлялись блоки селектора и выпрямителя. Селекторный блок имел настраиваемые катушки и конденсаторы, которые при подключении к приемнику и соответствующим настройкам позволяли отстроиться от помех. Выпрямительный блок преобразовывал переменное высоковольтное напряжение от вибратора в напряжение постоянного тока

Приемник Aircraft No. 9

Малоизвестный тюнер был изготовлен в 1916 году, представлял собой гетеродинный приемник на одной радиолампе. Фото приемника показано на рисунке 18.

 

Телефонный передатчик Wireless Aircraft Mk. II

Передатчик Wireless Aircraft Mk. II был введен в эксплуатацию к середине 1917 года и устанавливался в самолетах уже в конце года. Радиопередатчик охватывал диапазон частот 667 – 857 кГц (350 – 450 метров). Устройств использовало две радиолампы и обеспечивало дальность связи до 3 км с другими самолетами и 20 км с наземными станциями. В качестве антенны использовался провод длиной 30-45 метров со свинцовым грузиком на конце.

Более ранние попытки использования радиотелефонов в самолете было затруднено из-за высокого уровня фонового шума от двигателя. Эта проблема частично решалась использованием специализированного летного шлема со встроенным микрофоном и наушниками. Типовым приемником для использования с этим передатчиком был Aircraft Mk III, настройки которого также осуществлялись при помощи пульта дистанционного управления.

Выводы

Армейцы Антанты не спешили использовать беспроводную связь для коммуникации на поле боя и слишком во многом полагались на связь по кабелю. Понятно, что присутствовали опасения, что радиосигнал будет перехвачен врагом, но это случалось и со связью по кабелю. Используемый кабель связи также часть повреждался взрывами и вследствие прохода танков через поле боя. В качестве резервных видов связи, использовались вестовые, голуби, флаги и лампы, но эффективность таких видов связи была весьма умеренной, что означало, что многие важные сообщения так и не были доставлены. И лишь к концу войны, к середине 1917 года армейцы антигерманского блока наконец-то определили, что радиостанции – лучший способ коммуникации на поле боя, но полностью осознать значение радиосвязи им довелось только получив сокрушительное поражение в начале Второй Мировой войны…

Другие части цикла статей:

Радиосвязь стран запада в Первую мировую. Часть I
Радиосвязь стран запада в Первую мировую. Часть II
Радиосвязь стран запада в Первую мировую. Часть III

Добавить комментарий

Войти с помощью: