Радиоприемники HRO. Часть I

Без сомнения, лучшими устройствами, выпущенными североамериканской компанией National Company, Inc. были их связные приемники HRO. Представленные впервые в октябре 1934 года (первая партия была выпущена в январе 1935 года, первые поставки – в марте 1935 года), радиоприемники HRO отличались высокими рабочими характеристиками в сочетании с необычным, почти лабораторным внешним видом, который определенно понравился пользователям. Набор аксессуаров, необходимых для полноценной работы, включал блок питания, динамик в корпусе и четыре набора сменных катушек.

Партнер портала – компания Callibri

Компания Callibri, разместившаяся по  адресу  https://callibri.ru/multitracking/dinamicheskiy-calltracking  предоставляет услуги динамического коллтрекинга, который позволяет оценивать эффективность рекламы в интернете. Эта процедура покажет, сколько звонков привели ваши рекламная кампания, объявление и ключевое слово. Так вы сможете найти неэффективную рекламу и сэкономить бюджет.

Основная шкала настройки HRO была не похожа ни на какие другие – регулятор, схожий с микрометром, не оснащенный подсветкой, который отображал числа за маленькими окошками при вращении. Каждый из диапазонных наборов имел графики, которые можно было сопоставить с показаниями “микрометра” для определения настроенной частоты. Казалось, что конструктивные решения, реализованные в HRO противоречат всему, что применялось в дизайне приемников того времени. Почему приемник, который, казалось, бросил вызов эволюции приемников связи, стал таким фаворитом у радиолюбителей, военных и коммерческих пользователей?

Ответ прост – потому как в приемнике реализованы каскады усиления с низким уровнем шума, что приводит к высокой чувствительности, которая в сочетании с хорошо продуманной системой настройки и плавной настройкой в широком диапазоне частот, предоставляет слушателю максимальное преимущество, особенно когда дело доходит до работы с редким DX-станциями или работы в сложных условиях связи в заполненных помехами диапазонах.

История разработки HRO

Приемник AGS

Дизайнерские решения HRO во многом обязаны своим существованием своему предшественнику – приемнику AGS. AGS был разработан для выполнения контракта с Министерством торговли на приемники для аэропортов в 1932 году, а первоначальный приемник, разработанный для контракта, был обозначен как RHM. Вполне вероятно, что Герберт Гувер-младший и его команда разработчиков были в определенной степени вовлечены в разработку электроники RHM, в то время как National обеспечила проектирование и сборку механики. Конечным продуктом стал приемник с высокими характеристиками, созданный из лучших деталей, доступных в то время. Точность механизма настройки и чувствительность приемника Type-N были весьма неплохими. Поскольку контракт заключался только на небольшое количество приемников, в компании National решили также производить RHM в качестве гражданского приемника связи под названием AGS.

Хотя затея выходила дорогой, в National посчитали, что рынок высококачественных приемников должен существовать даже во время Великой депрессии. За короткое время, чтобы упростить производство приемника, компания National модернизировала AGS с помощью более эффективных радиоламп и различных процедур калибровки. К концу 1933 года появилась любительская версия радиоприемника AGS – Single Signal AGS-X, который был оснащен кварцевый фильтром, сменными диапазонными катушками для любительских диапазонов и регулятором частоты BFO, размещенным на передней панели. Эти ресиверы по цене почти 300 долларов предназначались для состоятельных энтузиастов, и приемников AGS-X было продано очень мало. Между тем коммерческие пользователи (в основном авиакомпании) жаловались на конструктивные особенности RHM-AGS – во время смены диапазона было трудно работать с тремя катушками, и приемник пришлось выключить, чтобы облегчить замену катушек, поскольку не было переключателя в режим ожидания. Кроме того, узел настройки Type-N на этих приемниках начала проскальзывать, поскольку смазка механизма высыхала. Для коммерческих пользователей появился переработанный AGS, получивший название AGU, с диапазонным узлом, на котором размещены все три катушки, собранные в как единое целое для легкой смены диапазона. Верньерный циферблат был изменен на приемнике National Type-BX (аналогичный шкале, используемой на SW-3). Опять же, линейка радиоламп была изменена, но становилось очевидным, что конструкция быстро устаревает, и нужен новый приемник!

К тому же, некоторые авиакомпании не использовали приемники AGS-AGU, потому что считали, что конструкция недостаточно помехоустойчива для их требований (в частности, Transcontinental и Western Airlines). Так что для дальнейшей успешной деятельности компании National требовался современный супергетеродин с двумя каскадами УВЧ с синхронно настраиваемыми контурами. В бюро авиационной торговли для координации работы по разработке замены приемника AGS был выбран Герберт Гувер-младший. Он жил в Пасадене, Калифорния, и преподавал на полставки в Калифорнийском технологическом институте. Гувер, в свою очередь, связался с Джеймсом Милленом из National Co., так как создание «сложной» конструкции потребовало опыта, накопленного National при создании приемников AGS. Гувер устроил лабораторию в своем гараже, наняв Говарда Моргана из Western Electric Co. и несколько его техников для разработки новой схемы приемника.

Дизайн HRO

Для того, чтобы новая замена AGS соответствовала требованиям коммерческих пользователей, Миллен и Гувер тщательно изучили недостатки приемников AGS/AGU и дополнительно изучили все необходимые требования для актуального тому времени связного приемника. Две проектные группы – Джеймс Миллен, главный инженер и генеральный директор National, возглавляли группу инженеров-проектировщиков, которая располагалась на восточном побережье в Малдене, штат Массачусетс. На западном побережье Герберт Гувер-младший возглавлял группу проектирования электрических компонентов. Оба согласились с тем, что наибольшей чувствительность и низкого уровня шума нужно добиться за счет использования подключаемых катушек, устраняющих многие типы ущербностей, обнаруживаемых в большинстве схем переключения диапазонов того времени. Также, чтобы не создавать в приемник другие проблемы (например, помехи и перегрев), можно использовать внешний источник питания. Максимально эффективная работа каждого лампового каскада свела количество ламп к минимуму и привела к хорошему соотношению сигнал/шум и низкому дрейфу частоты VFO за счет уменьшения тепловых проблем.

Для стабильности частоты на катушках использовалось двойное экранирование, а сам блок диапазонных катушек располагался в нижней части приемника, вдали от тепла. Для рынка радиолюбителей был вариант с растянутыми диапазонами.

Привод конденсатора настройки использовал подпружиненную раздельную шестерню, приводимую в движение червячной шестерней с поджатием пружиной, что исключает люфт. Сам механизм настройки был основан на дизайне Sperry Gyroscope, в котором рука настройки вращала внутреннюю шкалу через эллиптическую втулку. Шкала с показаниями 0-500 просматривалась через верхние пять окон внешнего циферблата, и при десяти оборотах механизм шкалы этого “микрометра” создавал разрешение, эквивалентное разрешению линейной шкалы длиной 12 футов (3,65 метра). Дополнительные требования к дизайну включали два предусилителя ВЧ на всех диапазонах, BFO с регулятором частоты на передней панели, кварцевый фильтр, S-метр и переключатель режима ожидания, размещенный на передней панели (переключатель B +).

Джеймс Миллен перед выпуском опубликовал ежемесячное «открытое письмо» всем радиолюбителям, которое публиковалось в каждом выпуске QST. Обычно в письме рассказывалось о проектах, над которыми работает National, а иногда там описывались интересные задачи. В основном эти тексты использовались для развития интереса радиолюбителей к новым устройствам National. Миллен в выпуске QST за октябрь 1934 года объявил, что National работает над новым приемником, однако HRO еще даже не приблизился к выпуску. В выпуске за декабрь 1934 года Миллен рассказал своей любительской аудитории о проблемах нестабильности, с которыми сталкивается новый приемник, и о том, что выпуск был отложен до января 1935 года. Он также откровенно рассказал, что проблема не была бы замечена, если бы не точность настройки микрометра механизма настройки. Судя по всему, проблему решить было труднее, чем предполагалось, поскольку январская дата релиза также была пропущена. Изготовление серийных приемников HRO началось еще в январе 1935 года, но эти устройства не были отгружены до тех пор, пока все «баги» не были устранены. Наконец, в марте 1935 г. National Co. приступили к отправке HRO ожидающим заказов клиентам. Первые приемники HRO были приобретены с нетерпением ожидавшими этих устройств фанатами National, потому что читая публикации в QST, они были уверены, что приемник будет лучшим из доступных.

Прототип приемников HRO

Когда National опубликовал свой бюллетень № 240 (каталог, который был включен в октябрьский выпуск QST за 1934 г.), он содержал подробную информацию о HRO и раскрыл иллюстрации “прототипа” HRO (который показан на фотографии выше).

Прототип приемника HRO был оснащен микрометрическим механизмом настройки, но обратите внимание, что ручка – это тот тип ручки, который используется на шкале National Type N (используется также на AGS). На приемнике были установлены ручки как в AGS. Также обратите внимание, что у прототипа был регулятор громкости и выключатель BFO на передней панели, но там не было настройки BFO. Кроме того, диапазонные кассеты  были оснащены только одним графиком, что означает, что они не имеют функции расширения диапазона. Отсутствует также переключатель S-метра. Хотя на изображение дизайна, показанном в Бюллетене № 240, нет ручки BFO на передней панели, она был показана на последующих рисунках и фотографиях других прототипов. Эти прототипы никогда не были серийными приемниками и были построены для целей тестирования, доработки и фотосессий.

Как HRO стал HRO, а не HOR

В оригинальной опубликованной истории происхождения обозначения HRO говорилось о том, что на всех межведомственных документах National по проекту приемника была проставлена ​​отметка «H.R.O.», что означает «Hellva Rush Order», поскольку в график разработки приемник был внесен срочным приказом «rush order». В течение многих лет об этом хвастались в рекламе National. Однако после того, как в 1939 году Джеймс Миллен покинул National, он огласил иную историю: “Первоначальные документы о разработке обычно были помечены “HOR” – как “Hell Of A Rush”, но на стадии завершения кто-то в National решил, что не хочет, чтобы их новые приемники назывались “HOR”, поэтому буквы были переставлены и радиоприемник стал HRO – тогда история «Hellva Rush Order» и была выдумана, чтобы объяснить название “HRO”.

Верить этому или не верить? Ну… В любом случае, так утверждал Миллен и это на его совести.

Продолжение следует…

Автор публикации

не в сети 5 часов

Александр

0
QTH - г. Донецк, ДНР.
Комментарии: 10Публикации: 1051Регистрация: 11-08-2015

Оставьте комментарий